#20 Свято-Николаевская братская церковь (Брест)

Пост обновлен апр. 1

Фото: Александра Тихонова

Свято-Николаевская братская церковь — храм, расположенный в Бресте на улице Советской, 10. Каменная церковь была возведена в 1904 году на средства Святейшего синода и многочисленных жертвователей, в первую очередь офицеров и моряков, участвовавших в русско-японской войне. Главный престол был посвящён святителю Николаю, в то время как остальные два освящены были в честь святого апостола Иакова Алфеева и во имя святой великомученицы Варвары. При храме действовали приют для беспризорников, приходская школа, столовая для бедных и ночлежный дом. Во время нахождения Бреста в составе Польской республики церковь продолжала действовать. Совместно с Русским обществом была открыта «Русская гимназия». В Великую Отечественную войну и в первые послевоенные десятилетия храм не прекращал свою деятельность. В 1961 году церковь была закрыта, и в её здании разместили местный архив. Попытки вернуть здание церкви предпринимались с конца 1980-х годов, и первая Божественная литургия была отслужена уже в январе 1990 года. В течение 1990-х годов храм был полностью восстановлен. Сейчас при храме действуют воскресная школа, три хора, сестричество милосердия, Православное молодёжное братство.

Свято-Николаевская братская церковь является крестово-купольным храмом с высокой восьмигранной звонницей, завершённой маковкой. Церковь представляет собой памятник русско-византийского стиля с элементами московского церковного зодчества середины XVII века с традиционной четырёхчастной композицией. Своды в интерьере украшены росписями. В храме хранятся множество реликвий. На месте церкви первоначально находился каменный кафедральный Николаевский собор, ставший местом принятия Брестской унии 1596 года. В 1867 году было вновь возрождено Свято-Николаевское братство, основанное в 1591 году, стараниями членов которого на деньги жертвователей в 1885 году была сооружена деревянная Братская церковь. 14 июня 1894 года на свободные деньги братство решило при церкви открыть церковно-приходское училище. Однако уже в пожаре, охватившем Брест-Литовск 4—5 мая 1895 года, храм сгорел до основания, но при этом уцелела икона Святого Николая. После принятия решения 9 мая того же года о постройке новой, уже каменной церкви были возведены временный деревянный храм и каменная часовня (1903 год).

Автором проекта храма, вероятно, является гродненский губернский архитектор И. К. Плотников. В 1895—1896 годах проект находился на рассмотрении в губернаторстве: было отмечено несоответствие количества украшений смете. В 1897 году братство обратилось к верующим с обращением, в котором призывало посильно жертвовать на строительство храма. За средства отвечал председатель совета братства, податный инспектор, статский советник Семён Васильевич Парфененко, который сдавал их в брестское казначейство в сберегательную кассу на особую книжку. Строительство обошлось в 72 тысячи рублей. 25 тысяч рублей пожертвовал Святейший синод. Также источником средств для строительства стали пожертвования моряков и офицеров, участвовавших в русско-японской войне: святитель Николай считался их заступником. Были использованы средства братства в честь святителя Николая и Афанасия, преподобного игумена Брестского, прихожан, православных христиан Сербии и Болгарии. Остальную сумму внёс сам император Николай II. От него же церковь получила список погибших моряков для вечного поминовения. Помощь в возведении храма оказывал П. А. Столыпин. Возведение самого кирпичного храма относится к 1903—1906 годам или 1904—1906 годам. 6 декабря 1906 года церковь была торжественно освящена. Главный престол был посвящён святителю Николаю, в то время как остальные два освящены были в честь святого апостола Иакова Алфеева и во имя святой великомученицы Варвары. В начале XX века проводились поминальные службы по жертвам русско-японской войны, включая экипаж крейсера «Варяг». В 1909 году при храме был открыт приют для беспризорников, при этом также оказывалась помощь нищим и инвалидам. В 1911 году была создана приходская школа, открылись столовая для бедных и ночлежный дом. Первый настоятель церкви отец Сергий Товаров занимал данный пост вплоть до 1915 года, когда в связи с отступлением царской армии уехал из города. Возрождением духовной жизни прихода занялся следующий настоятель иеросхимонах Феофан (Нестерук), который до этого был насельником скита Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря на Белом Озере. После того как церковная деятельность была налажена, в 1919 году Феофан возвратился в монастырь, передав пост протоиерею Леониду Романскому. В 1922 году пост настоятеля занял протоиерей Константин Зноско, вернувшийся из эвакуации в Елец. Зноско принимал участие в строительстве самого храма и служил в нём до 1914 года, когда ушёл на фронт священником 8-го Финляндского полка. Ввиду нахождения Бреста в составе Польской республики настоятелю приходилось прикладывать много усилий для противостояния католической экспансии и полонизации. Так, совместно с Русским обществом он открыл «Русскую гимназию». После того как в 1938 году Константин Зноско ушёл на покой, должность настоятеля занял его сын протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Присоединение Западной Беларуси к БССР повлекло за собой ущемление прав верующих, которые настоятель всячески отстаивал, за что неоднократно вызывался на допросы в НКВД. Во время Великой Отечественной войны протоиерей М. Зноско помогал нуждающимся и, как и ранее его отец, пытался защитить церковь от националистических посягательств, подогреваемых оккупационными властями. В июле 1944 года протоиерей эмигрировал, а пост настоятеля занял протоиерей Михаил Тарима, секретарь епископа Брестского Паисия (Образцова). В 1949 году по сфабрикованному обвинению в антисоветских проповедях настоятель был осуждён на 25 лет лишения свободы (освобождён в 1954 году). Вслед за этим последовала череда быстрых смен настоятелей: за небольшое время пост поочерёдно занимали протоиерей Георгий Реминский, протоиерей Иоанн Давидович и протоиерей Владимир Рункевич. При этом богослужение в храме не прерывалось. В эпоху «оттепели», несмотря на протесты верующих, власти стали требовать закрыть храм. Брестский областной совет депутатов трудящихся принял решение 639 о снятии с учёта действующей Никольской приходской церкви. После того как была отслужена последняя литургия, храм был закрыт. Это состоялось 14 ноября 1961 года. В апреле 1962 года для храма начался новый этап: с него последовательно спилили все кресты над куполами, при помощи металлических тросов разрушили иконостас, выкинули киоты с иконами и сбили кресты, служившие украшением фасада. Церковная утварь была собрана прихожанами и отнесена на сохранение в Свято-Симеоновский собор.

Для крестово-купольного храма, построенного на высоком цоколе, характерна продольно-осевая объёмно-пространственная композиция. Доминирующим элементом в ней является высокая восьмигранная звонница, имеющая открытый верхний ярус-звон. Завершением последнему служит высокий шатёр с маковкой на восьмигранном барабане. Объединяющим элементом между звонницей и центральным двухъярусным объёмом является протяжённая трапезная. Для разделения последней на два яруса были использованы ряды арочных оконных проёмов. Завершением же кубовидного объёма средокрестия служит живописное пятикуполье. Центральному куполу, который, как и остальные, покоится на цилиндрическом барабане, был придан шлемовидный облик. С востока центральный объём смыкается с пятигранной апсидой с боковыми ризницами. Для подчёркивания главного входа используется монументальная паперть, имеющая вид трёхпролётных висячих аркатур, а на мощных столбах расположен двухгранный щит. Аналогичное решение, хоть и в уменьшенном виде, было применено для угловых входов центрального объёма. Для оформления имеющих разный размер арочных оконных проёмов используются плоскостные наличники и филёнки. Декор выполнен с использованием элементов древнерусского зодчества: кокошников, килевидных арок, филёнчатых лопаток, квадратных розеток, бочкообразных фигурных колонок и зубчатых фризов. Для выделения цокольной части храма применён многослойный архитектурный облом. Двухъярусный основной объём, по мнению некоторых исследователей, имеет различную для ярусов трактовку в архитектурно-декоративном плане. Так, звоннице и пятикуполью второго яруса противопоставляются плоские стены, для расчленения которых использованы филёнковые лопатки с килевидными завершениями, и арочные проёмы первого яруса.

Своды в интерьере украшены росписями. Апсиду отделяет трёхъярусный деревянный иконостас. Церковь является памятником русско-византийского стиля с элементами московского церковного зодчества середины XVII века с традиционной четырёхчастной композицией. К элементам московского зодчества относят шатровую звонницу с луковичной главкой, восьмигранный ярус-звон, для которого применены арочные проёмы с килевидными обрамлениями. По мнению И. Н. Слюньковой, храм был построен по проекту церкви-базилики. Храм является местом хранения образа Николая Чудотворца (в алтаре) и мощей преподобного мученика Афанасия Филипповича. Последние оставлены в дар Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В число культовых реликвий входят частица древа Животворящего Креста Господня, на котором распяли Иисуса Христа, саккос святителя и чудотворца Феодосия Черниговского, подаренный митрополитом Черниговским и Нежинским Антонием 2 октября 1993 года, и другие. Особого почитания удостоено Святое Распятие с частицей камня Голгофы из Иерусалима. Частица камня из Голгофы была привезена покойным настоятелем протоиереем Михаилом Сацюком из Иерусалима в 1995 году. Кроме того, в храме имеются икона с мощами святителя Корнилия Иркутского, «иконостас» с несколькими святынями: частичками камня Гроба Господня, Креста Животворящего, мощей святых мучеников Пантелеимона, Евфимия, Акакия, Евстафия. В 1999 году в храм была доставлена частица мощей святителя Феодосия Черниговского. Образ Николая Чудотворца был передан церкви служителями музея «Спасённые художественные ценности» после конфискации иконы на таможне.

После ухода немецких войск из Бреста в феврале 1919 года в городе была установлена власть возрождённого Польского государства. Польские власти постепенно национализировали все здания, государственные и частные, которые предназначались и использовались для образования. В этих условиях приход Братской церкви отдал в безвозмездное использование на своей территории небольшое здание и две подсобные постройки. В них смогли разместить 8 классов гимназии, 3 класса начальной школы, учебные, преподавательские и административные кабинеты, санузел и т. д. В связи с быстрым ростом учащихся в обеих школах перешли на две смены, ввели параллельные классы, в некоторых из классах училось свыше 50 учеников. В результате руководство школьного округа пригрозило закрыть гимназию «из-за несоответствия условий работы министерским инструкциям». Чтобы исправить положение, приход Братской церкви предоставил новый участок. При помощи пожертвований со стороны верующих и церковной помощи были собраны средства на постройку нового здания гимназии.

Открываем Беларусь вместе! Команда Vandrounik продолжает свое путешествие, чтобы открывать для вас новые и интересные места!

Местонахождение:

Просмотров: 3Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все